КНИГИ
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22017-05-22 08:49:50
Александрийская библиотека — одна из крупнейших библиотек древности.
Была основана в начале III века до нашей эры во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа. В основании библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака. Являлась крупнейшей библиотекой в античном мире, в которой хранилось, предположительно, от 400 тыс. до 700 тыс. пергаментных свитков. Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.) , после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.) , Аристофан Византийский (по ~185—180 г. до н. э.) , Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.) . В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид.
"Дочерняя библиотека" (филиал) была создана ок. 235 до н. э. Птолемеем III в храме Сераписа; главная библиотека размещалась в иной части города, в окрестностях дворца, в квартале Брухейон (Brucheium).
В 48—47 годах до н. э. Юлий Цезарь воевал в Египте, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII Дионисом. В результате военных действий (обстрела города) в городе и библиотеке случился большой пожар и часть книг сгорела. Впоследствии здание было восстановлено, и (по одной из версий) Марк Антоний пополнил её фонд за счёт другой крупнейшей библиотеки эллинистического мира в древнем городе Пергаме.
В 273 г. римский император Аврелиан разрушил и сжёг библиотеку при взятии Александрии, подавляя бунт царицы Зенобии. Часть уцелевших книг была вывезена в Константинополь.
В 391 г. в городе произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Теофил получил от Феодосия I разрешение на уничтожение языческих сооружений, что повлекло разрушение Серапеума. Возможно, при этом погибла часть книг, находившаяся в храме. Справедливости ради следует заметить, что о событиях 391 года существуют два упоминания: у Сократа Схоластика (Socrates Scholasticus) и у языческого автора Юнапия Сардийского (Eunapius of Sardis), и оба говорят только о разрушении языческих храмов; никаких упоминаний об уничтожении книг в них нет. Более того, неизвестно, сколько книг находилось в Серапеуме, и находились ли они к тому моменту там вообще.
Уцелевшие остатки рукописей погибли, видимо, в 7-8 веках при господстве арабов-мусульман. Существует предание: в 646 г. халиф Омар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру сжечь Александрийскую библиотеку. При этом халиф сказал: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь". Но это, скорее всего, не более чем легенда.
Таким образом, трудно приписать утрату библиотеки какому-то одному событию или же обвинить в ней однозначно язычников, христиан или мусульман. Единого мнения на этот счёт нет. Например, Плутарх винил Цезаря, Эвард Гиббонс винил христиан, сирийский епископ Грегорий Бар-Гебрая винил мусульман, а авторы Британской Энциклопедии возлагают основную вину на Аврелиана: "Музей и библиотека сумели уцелеть в течение многих веков, но были уничтожены в гражданской войне при римском императоре Аврелиане".
В 2003 н. э. в Александрии на месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина» , призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих.